НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
ДРОЗДОВ,
доктор исторических наук, профессор, ректор КГПУ им. В.П.
Астафьева:
ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ - К
НАУКЕ
В середине 70-х годов прошлого столетия я был у Васильева
Юрия Евгеньевича, директора Института усовершенствования учителей, и он познакомил
меня с методистом этого учреждения -Пелем Игорем Поликарповичем. Тот, узнав,
что я археолог, сказал, что у него есть друг, который интересуется археологией,
но он за «колючей проволокой». Я воспринял это выражение в буквальном смысле.
Затем были у меня кемеровские археологи, которые сказали,
что есть в Красноярске-2б Красноярского края очень интересный человек -Евгений
Сергеевич Аннинский, который занимается археологией и работает с кемеровской экспедицией
в Шарыповском районе, где шло строительство КАТЭКа. Кемеровчане раскапывали там
могильники. Мне стало любопытно, тот ли это человек, о котором говорил Игорь
Поликарпович.
Как-то Ю.Е. Васильев сказал мне, что едет к Евгению
Сергеевичу и предложил составить компанию, чтобы познакомиться. Но я не смог - потерял
паспорт. Года два я знал, что есть такой интересный человек, но никак не мог с
ним встретиться. После публикаций в «Красноярском рабочем» про то, что под
руководством Е.С.Аннинского была проведена школьниками краеведческая экспедиция,
в которой не только занимались краеведческой работой, но и помогали вдовам фронтовиков
Гражданской и Великой отечественной войн, я уже не вытерпел! У нас в институте
был студент Василий Горланов - родом из посёлка Подгорный, и я его попросил
помочь с оформлением пропуска для проезда через КПП.
Пропуск делали долго. Наконец-то он был готов. Купили
билеты, сели в автобус и поехали. Подъехали к КПП. У всех проверяют пропуска.
Пока дошла очередь до нас - автобус уже ушёл. Пришлось идти пешком. Пришли в
школу. Нашли директора. Сухощавый, моложавый. Пожали друг другу руки, и, не
переходя к каким-то там, как обычно при знакомстве, церемониям, Евгений
Сергеевич сразу начал рассказ о том, как они с ребятами сплавлялись на плотах,
совершили пробег на велосипедах, работали с археологами, называл фамилии
известных археологов (Пяткин, Вадецкая)... К концу беседы мы с ним
разговаривали уже, как старые друзья. И когда, сев в обратный автобус на
Красноярск, я проанализировал нашу первую встречу - понял, что Евгений
Сергеевич Аннинский действительно великий человек! Великий в плане интеллекта,
фанатической увлечённости краеведческой работой.
Затем последовало его очередное приглашение посмотреть
музей, который в то время начинал ещё только оформляться. При встрече он предложил
мне пройтись по школе. Хвастался оборудованием, приобретённым для школы. Меня удивила
идеальная чистота. Поразило обилие зелени, цветов - ими занималась Мария
Егоровна, жена Евгения Сергеевича - по образованию агроном, преподававшая в
школе ботанику. Я понял, что в школе есть Хозяин. И это ещё более вызывало
уважение к Аннинскому, как к руководителю. Первое - это, конечно, его умение
общаться.
Когда мы пришли в школьный музей, и он начал вытаскивать
ящики, пакетики - я обомлел. Колоссальное количество материала, начиная с эпохи
палеолита, заканчивая этнографией! Конечно, всё не систематизировано, не
описано.
Я предложил свои услуги, помощь студентов: «Давайте, я буду
приезжать по субботам и воскресеньям». «Ой, если бы Вы нам помогли - это было бы
замечательно!» - искренне радуясь, ответствовал Евгений Сергеевич.
Он меня долгие годы называл на «Вы». Даже если мы могли и
пропустить вместе по «маленькой». Аннинский вообще употреблял редко, почти не
выпивал. А вот чай, да ещё и с мелиссой - с удовольствием и без ограничения. Я
тогда, кстати, впервые попробовал мелиссу. Она росла у Евгения Сергеевича прямо
в кабинете, на подоконнике. Он отрывал свежие листочки и заваривал. Нигде не
пил я такого вкусного, ароматного чая!
В общем, я сказал Евгению Сергеевичу, что необходимо приготовить
чёрную тушь, бесцветный лак, перья, амбарную книгу, щётки, тазики. Показал, как
мыть материал. И по выходным я стал приезжать и обрабатывать археологический
материал. А дома я рассказывал об этом удивительном человеке, и моя жена заинтересовалась,
что это за необычный человек. И, однажды, я взял её с собой. Они так
понравились друг другу, что стали ещё большими друзьями, чем я с Аннинским. У
них были свои секреты и огромное уважение друг к другу.
У Евгения Сергеевича была небольшая библиотечка по
археологии. Я помог ему её пополнить. Когда мы с Аннинским работали в школьном
музее, ребята, занимающиеся в кружках Дома школьника, постоянно крутились
рядом, чуть ли не хватали за ноги. Все что-то спрашивали, тащили ему показать,
хвастались, что нашли какую-то вещь. У него была особая харизма - благодарить
ребят. «Молодец, спасибо, здорово у тебя получилось. Заходи - попей с нами
чайку» - и пацаны сидели, слушали нас, взрослых, учились археологии, общению,
жизни.
Я научил школьников мыть материал, и когда приезжал - всё
было подготовлено, чтобы описывать находки. Я описывал, а моя жена заносила в
журнал. Позже в школьный музей пос. Подгорный стали приезжать мои студенты,
археологи - сотрудники лаборатории.
В 1987 году я пригласил Евгения Сергеевича с ребятами на
Ангару. Сидели вечерами, пили чай, разговаривали. Он постоянно соревновался с
нашим любителем и знатоком чая Александром Пясецким, кто лучше его приготовит.
Я тогда узнал очень много о жизни и детстве Аннинского. О том, что его отец тоже
учитель, награждённый орденом Ленина. Его два брата также стали учителями.
Услышал о его первой находке в детстве - кольчуге. Евгений Сергеевич показал
мне два орудия труда, которые он нашёл, когда вместе с сыном обследовал берега
Красноярского водохранилища. Я определил, что одно из них - очень древнее.
Я выпросил в университете на военной кафедре
машину-вездеход, и мы поехали к месту тех находок. Евгений Сергеевич взял ребят
из своей школы. Я пригласил Лену Акимову, Сергея Степанова, Виктора Погудина.
Прибыли. Поставили палатку. Сварили еду. И на следующий день обследовали
местность. Нами действительно было найдено там множество древних орудий труда.
Вот так состоялось открытие древнейшей стоянки Красноярского края - Куртак!
Потом её обследование провели В.И. Макулов и С.Г. Степанов. Самого Евгения
Сергеевича там больше интересовали артефакты эпохи неолита и бронзы.
Свои археологические экспедиции со школьниками Е.С.
Анннинский проводил самостоятельно. Постоянного финансирования не было. Его занятия
многие из чиновников считали чудачеством. Посильную помощь всегда оказывал
Химзавод, а также спонсоры, большая часть которых - это его бывшие ученики,
участники первых экспедиций. Кто машину даст, кто ящик тушёнки и т.д.
С1987 года Евгений Сергеевич стал оформлять свой музей. Для
этой цели я подключил студентов художественного института, а для систематизации
и периодизации витрин - своих студентов. В 1990 году состоялось официальное
открытие музея поселка Подгорный. В это время в г. Красноярске проходила археологическая
научно-практическая конференция и мы, вместе с бывшим тогда ректором
пединститута Фалалеевым В.А., привезли участников конференции на это открытие.
Среди них были и иностранные гости. Все были восхищены и коллекцией, и самим
Евгением Сергеевичем, его талантом рассказчика, его увлечённостью, его
преданностью краеведческому делу. Постепенно экспедиции Е.С.Аннинского приобрели
большую значимость и стали финансироваться из городского отдела образования.
Позднее он переместил экспедиции южнее, на Тубу. И увлёкся наскальным
искусством. Отношение к нему у Евгения Сергеевича было особое. Древнее
искусство его просто захватило! То он в одном камне увидит мамонта, то в другом
- льва. Это у него пошло от сотрудничества с новосибирским профессором В.Е. Ларичевым.
Они долго, начиная с 2002, года вели переписку, а потом Аннинский приезжал в
Новосибирск, а позднее и Ларичев посетил музей Аннинского.
Овладела Евгением Сергеевичем и идея спасения наскального
искусства. Я познакомил его с Александром Заикой, и потом они трудились в этой
области уже совместно.
И ещё: Аннинский всегда ждал приезда сына Бориса, чтобы
вместе путешествовать.
Я часто спрашивал Евгения Сергеевича:
- Ну что,
старина, опять в
экспедицию
поедешь?
- Мешок пилюль
припас. Я, если не поеду,
здесь быстрее помру.
- У вас же
такой огород, здесь тоже свежий
воздух!
- Нет, здесь
пусть жена командует, а я - в
«поле».
Конечно, всё, что связано с Евгением Сергеевичем, что очень
мне дорого - это беседы с ним. Говорили мы о судьбах образования и о судьбах
археологических экспедиций. Трудно даже вспомнить, каких только тем мы не
касались, какие проблемы не решали. Частенько Аннинский открывал ящик своего
рабочего стола, доставал стихи собственного сочинения и читал их...
В моей памяти Евгений Сергеевич остался как человек
бескорыстный, духовно богатый, богатый друзьями, с талантом организатора. Очень
начитанный. Самообразованный. Вспоминаю, книги у него - все в закладочках. Я
ему говорил: «Вы, как помойная яма». Он не обижался: «Это всё для истории, сохранения
памяти»...
Я считаю, что в последние годы Е.С.Аннинский работал, как
учёный, а не просто собиратель. С человеком любого ранга - ребёнком, учителем,
стариком, учёным он мог разговаривать на равных. В нём Образ светлый -
русского, сибирского ученого, Учителя. И музей свой он создавал, как методический,
а не просто краеведческий. Вопросы ребятам задавал: «Как вы думаете, можно ли
этим топором срубить дерево? Как можно развести огонь?» Говорил: «Сделайте
модель каменного топора - как его затёсывать? Подумайте, как работать древним
резцом?» У Евгения Сергеевича была потребность в систематизации материала, в исследовании.
Через краеведение он подошёл к науке.
Безусловно, удачливость Е.С.Аннинского, о которой часто
говорят - это результат упорного труда. Но я считаю, что это и от положения человека
в этом мире. Это - Свыше.
|