«Город Тепсей»
Не в кисло-сладких летних пригородных лагерях, а на суровых
высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действий.
Н.К. Рерих
Вот такой «суровой высотой» и явился наш лагерь по имени
«Тепсей», который мы в шутку называли «город Тепсей».
А находится лагерь в устье реки Туба, в кольце гор Моисеиха,
Сосниха и Суханиха, в сосновом бору с удивительных микроклиматом. Где серые
цапли вьют гнезда? На болоте, в камышах? Нет — оказывается, на вершинах сосен!
И колония их выросла за годы наших поездок с 2—3 пар до 50—60.
А где живут турпаны? Все там же, в этом прекрасном оазисе
Хакасско-Минусинской котловины.
Там вы можете услышать пение иволги и увидеть как охотятся
скопы — замечательные санитары водохранилища. В этом благодатном месте вот уже
17 лет и живет наш лагерь. Здесь впервые мы увидели писаницы, которые заставили
нас «пробудиться» и задуматься о необходимости их спасения.
Горы, о которых говорилось выше, испещрены наскальными
изображениями — петроглифами, то есть фактически являются страницами, на
которых записана история давно прошедших времен. На этих страницах запечатлены
изображения различных животных и людей, знаки и символы. Они причудливо
сочетаются, образуя бесконечную каменную книгу, повествующую о поведении
животных, о мировоззрении тех времен, о месте человека во Вселенной, о
культовых представлениях древних, о космосе.
В нашем альбоме-каталоге мы представляем, к сожалению, лишь
отдельные страницы этих древних посланий к нам — далеким потомкам племен и
народов, населявших некогда территорию Среднего Енисея. Эти послания не имеют
точного адресата, они обращены к каждому Человеку. Это огромный пласт древней
культуры, пока еще мало изученный и не прочитанный до конца. Писаницы, как и
люди, не живут вечно: они тоже болеют и умирают. Рисунки выгорают и тускнеют
под лучами солнца, рельеф линий сглаживается и стирается речным потоком, льдом
и песком. Каменные плоскости со временем трескаются и осыпаются.
Еще хуже обстоят дела с сохранностью писаниц, расположенных
в зоне водохранилища Красноярской ГЭС. Вот где беда для писаниц, плоскости
которых периодически погружаются в воду и не всегда появляются вновь,
безвозвратно рассыпаясь прибрежной щебенкой.
Не только природа повинна в том, что мы видим лишь обрывки
древних фигурных повествований. Сам человек, косвенно или прямо, осознанно или
по незнанию, хоронит их под водами водохранилищ, в завалах промышленных
взрывов, закрашивает «невинными» автографами.
Как спасти красоту древнего искусства? Как успеть понять
смысл исчезающих композиций?
Пока единственным приемлемым способом достичь этих целей
является сохранение если не самих рисунков, то хотя бы их копий. Но как
получить наиболее информативные, близкие к оригиналу, дубликаты рисунков? В
течение нескольких столетий исследователи искали ответ на этот вопрос. И выход
был найден. Абаканским художником Владимиром Феофановичем Капелько и
кемеровским археологом Борисом Николаевичем Пяткиным был изобретен, апробирован
и развит контактный метод копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу
путем снятия эстампов. Именно эти люди стали авторами оригинальной технологии,
которая отличается простотой и не требует больших материальных затрат.
Микалентные копии несут не только достоверную научную информацию,
но и представляют собой художественную ценность, являясь
прекрасным выставочным материалом в музейных экспозициях.
Ушли из жизни пионеры этого благодарного дела, но остались
их последователи. Наша коллекция содержит более 200 эстампов наскальных
изображений, снятых с каменных фризов Среднего Енисея. Копированием петроглифов
во время школьных экспедиций занимались красноярский археолог, научный
сотрудник КГПУ А.Л. Заика (ученик В.Ф. Капелько) и его единомышленник — учитель
истории школы №104 поселка Подгорный Б.А. Ампилогов. Их постоянными помощниками
были дети из археологического лагеря «Тепсей». Для многих из них
непосредственное общение с шедеврами древнего творчества не прошло бесследно,
на долгие годы детские и юношеские впечатления останутся в их сердцах, будут
передаваться их детям и внукам. Евгений Аннинский. Из книги "Наскальное искусство среднего Енисея".
|