Зашифрованное послание из прошлого
Материал из EniseyName.
ИСТОРИЯ изучения петроглифов Среднего Енисея насчитывает почти триста лет. Занимались ими и натуралист Д.Г. Мессершмидт, во время первой академической экспедиции в наши края, и знаменитый путешественник и естествоиспытатель П.С. Паллас, и даже первый енисейский губернатор Александр Петрович Степанов (он же - историк, этнограф, писатель) внес свой вклад в изучение наскальных рисунков на берегах Енисея. В этот блистательный список имен входит и Евгений Сергеевич АННИНСКИЙ.
- Евгений Сергеевич, археология - это взгляд в глубь времен. На какую наибольшую "глубину" вам удалось заглянуть?
- На "глубину" в 80 миллионов лет. И произошло это совсем недавно: из Ужурского района нам передали оттиск рыбы на камне, которому, по мнению известного красноярского палеонтолога Николая Дмитриевича Оводова, ни много ни мало - 80 миллионов лет!
- Вам завидуют археологические музеи страны?
- Если не завидуют, то, по крайней мере, удивляются нашим экспонатам. У нас, например, есть целых три древних скульптуры мамонта: из кремния, кварцита и нефрита. Кремниевому - 20.000 лет, он из эпохи палеолита. Кстати, на Красноярском водохранилище, которое именуют морем, мы нашли удивительный календарь из твердого талька, которой с одной стороны украшен головой мамонта, а с другой - головой медведя. Календарь этот невелик - 12,5 на 8,5 см., на нем сохранилось 69 насечек, по которым можно высчитывать даже солнечное и лунное затмения. Почему именно такое деление? Для этого надо знать мир, которым жил человек, сделавший этот календарь 30 тысяч лет назад. Мне интересна мудрость мира.
Многое нам открылось в некоторых экспонатах. Мы узнали, например, что мамонтиха вынашивала своего детеныша 621 день. Кстати, наш постоянный археологический летний лагерь "Тепсей" стоит на берегу Тубинского залива, напротив горы Тепсей, силуэт которой при закате солнца напоминает лежащего мамонта. Так что наши далекие предки были далеко не дикари, иной раз удивляешься цивилизованности элиты, тем же астрономическим знаниям. Они знали куда больше, чем мы думаем. На каждую археологическую находку я смотрю как на зашифрованное послание.
Например, при раскопках кургана Аржан I в Туве было обнаружено колесо, состоящее из 6.000 бревен. Стволы истлели, а береста осталась. Вспомните новгородские летописи - не зря же наши предки писали на берестяных грамотах! А что такое колесо? Это тоже символ солнца, оно же означает постоянные изменения как внутри каждого человека, так и в космосе. Сюжеты Шалаболинской писаницы, что в Курагинском районе, расскажут вам, как люди убивали лосей - усталых, измученных, с трудом преодолевших водную преграду. Древние считали, что это сами боги посылают им пищу, а чтоб животных не стало меньше, они "оживляли" их выбивкой на плоскостях каменных фризов.
Наша задача - беречь этот удивительно живой мир природы, ибо уничтожая его, мы уничтожаем себя. И цель наших многочисленных экспедиций одна: спасти, сохранить эти послания наших древних предков. Жаль, что многие памятники гибнут, как безвозвратно погибли они на дне рукотворного Красноярского моря. Те же писаницы разрушаются, рассыпаются под напором времени. Некоторые сюжеты исчезли навсегда, их уже нет в природе, а у нас есть, мы их скопировали и сберегли. Так что читать их и изучать будет не одно поколение.
Минувшим летом почти 50 сюжетов скопировали члены очередной экспедиции. И это несмотря на то, что вода в море поднялась нынче очень высоко. Всякое было во время наших походов и раньше. Но трудности забываются, и не они остаются в памяти. У меня, например, перед глазами - цапли, которых было мало, а сейчас - колония, уже пар 50, они гнездятся на соснах вблизи нашего лагеря "Тепсей". Цапли даже выжили коршунов с насиженных мест! Меня радует такое славное соседство с древними наскальными письменами.
В уникальных экспедициях под руководством педагога Евгения Аннинского принимали участие сотни школьников и учителей, а также водители, повара, врачи, художники, любители истории.
Многие сюжеты писаниц несут в себе закодированную информацию о Вселенной. Прежде всего, древние пытались понять и объяснить ритмы, заложенные в природе. Например, почему день сменяется ночью, почему летом день длиннее, а зимой короче, почему летом тепло. Конкретным образом дневного светила стал лось - сохатый. Летом он сытый, а потому медленно бежит по небосводу, зато зимой преодолевает этот путь в два раза быстрее. Вследствие этого у народов Северной Азии появился миф о космическом охотнике. Древним он представлялся то в образе далеких предков, то в образе медведя, то в образе синкретического существа - хищника, состоящего из частей различных животных и даже птиц. Этот космический охотник представлял собой опасность для лося (оленя, марала). И, напуганный им, бежал тот по небосводу быстрее обычного, прятался в небесную тайгу - и тогда наступала осень, а позже и зима. С развитием скотоводства на первое место выходит уже бык-производитель, он же стал символизировать то солнце, то луну. Впоследствии стала выступать перевозчиком солнца лошадь...
Технологию контактного копирования наскальных рисунков внедрил и широко использовал известный в нашем крае художник из Абакана Владимир Капелько вместе с кемеровским археологом Борисом Пяткиным. Друзья звали Владимира Феофановича просто - Капеля. Он был проводником и советником в нескольких экспедициях. И считал, что символом его души, как и жителей Горного Алтая, был петух. Вот почему в стихотворном сборнике, изданном незадолго до своего ухода, Владимир Капелько написал про этого кричащего петуха:
Орал, что надо жить на этом свете,
Что надо жизнь, как Родину, любить.
И пусть беда нам в сердце пикой метит,
Нам надо жить, нам надо много жить...
Долго ему жить не удалось, а сделать много - удалось.
Потомственный педагог
Евгений Сергеевич Аннинский родился в селе Боровское Тюхтетского района края. Потомственный педагог, заслуженный учитель России. Работал преподавателем русского языка и литературы, директором сельских школ в Березовском и Назаровском районах. С 1967 года трудится и живет в Подгорном. Первую краеведческую экспедицию с участием педагогов и учащихся организовал в 1968 году, с тех пор их было проведено 37.
Е.С. Аннинский - создатель и первый директор единственного в крае государственного археологического музея в поселке Подгорный. В музее насчитывается более трех тысяч экспонатов. Изучением наскальных росписей в среднем течении Енисея он занимается с 1978 года, за это время собрал уникальную коллекцию эстампажей с копиями самых знаменитых приенисейских писаниц.
Автор ряда научных публикаций на эту тему. Сейчас с участием Е.С. Аннинского готовится к изданию иллюстрированная монография "Наскальное искусство Среднего Енисея. От каменного века до средневековья". Проект осуществляется при поддержке государственной краевой грантовой программы "Книжное Красноярье", фонда "Память о Решетневе" и еще нескольких организаций Железногорска и Красноярска.
Подготовила Валентина МАЙСТРЕНКО.