
Сергей Викторович Кох,
педагог Дворца творчества детей и молодёжи
ОН БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ
ЧЕЛОВЕКОМ
Под руководством Е.С.Аннинского я начинал свою
педагогическую биографию, как историк. Директор и коллега, он стал моим
наставником. Он посещал мои уроки, я - его, потом мы обменивались мнениями, я
старался запомнить то, что услышал, даже записывал.
Евгений Сергеевич вёл уроки не строго по учебнику - уже
тогда он изрядное время занимался краеведением, археологией, в школе были зачатки
музея. И найденные предметы он использовал для наглядности на уроках. Манера
ведения занятий была спокойной и строгой одновременно, в классе была
дисциплина. Аннинский постоянно подталкивал ребят к тому, чтобы они не просто
слушали излагаемую тему, а пытались мыслить. Он их направлял, заставлял
задумываться. Задавал вопросы, ставил какие-то проблемные задачи, подводил к
ответам, и ученики уже понимали, что из чего проистекает. У него была
постоянная обратная связь с детьми - было чему мне, молодому педагогу,
поучиться.
Учителя знают, что самое обидное время -это конец урока. Оно
же и самое показательное. Звенит звонок, дети всё бросают и бегут из класса -
стоит задуматься, интересен ли им был урок? Если после звонка школьники нехотя
собираются, и длится это долго, ученики о чём-то спрашивают учителя, стремятся
что-то с ним обсудить - им комфортно с педагогом, они ему доверяют, хотят как
можно дольше быть с ним. Именно такую картину я не раз наблюдал, когда мой урок
в нашем общем кабинете истории значился в расписании после занятий Аннинского:
он что-то пишет в журнале, по ходу дела отвечает обступившим его ребятам.
Бывало, журнал отложит и всецело, и с удовольствием отдаётся общению!
Евгений Сергеевич знал в школе всех детей, даже если не вёл
у них уроки. Он помнил лица и узнавал тех, кто когда-то у него учился, помнил
по имени-отчеству их родителей. Человек очень деликатный, он старался миром
решать спорные вопросы, найти взаимопонимание. А теперь представьте ситуацию: в
школьном коридоре валяются бумажки (известно ведь, что дети умеют мусорить и не
любят убирать за собой) - как вы поступите? Евгений Сергеевич, будучи
директором, совершенно спокойно сам поднимает бумажку и выбрасывает её. Он
своим примером показывает детям, что нужно делать...

В качестве воспитателя я четыре-пять раз ездил в экспедиции
Аннинского на Тепсей. И удивлялся, насколько иным становился он в той обстановке.
Это был человек бесконечно увлечённый и единственный, у которого без конца были
находки! Дети кричат: «Так не честно, Евгений Сергеевич, почему мы ничего не
находим?» Он им: «Внимание надо. Сосредоточился, идёшь и смотришь, смотришь и
идёшь, и снова смотришь... У меня зрение не очень, но я чувствую - вот оно: из
песка торчит фрагментик буквально микроскопический. Воображение дорисовывает,
что это может быть. Беру. Есть!!!». 
Состояние Аннинского в экспедициях можно сравнить с полётом.
В зной, в жару пожилому человеку идти по песку, да при этом ещё отвечать на
десятки вопросов - не дай Бог! Но не для Евгения Сергеевича. Он был на своём
месте, и ребятишки интуитивно понимали это, обожали его. Мечтали, как однажды
при всех, на вечерней линейке, получат за свою собственную археологическую находку
приз - банку сгущёнки, а вечером, у костра, будут вместе с Аннинским петь под
гитару.
У детворы есть привычка - придумывать другим прозвища.
Аннинский в данном случае был исключением, потому что школьники благоговели перед
ним. Те, кто постарше, уважительно величали Аннинского «дед», но только между
собой.
Я встречал много интересных людей в жизни. Евгений
Сергеевич, безусловно, самый значимый! Всегда в гуще жизни, активно общался с
роднёй по увлечению, профессиональными археологами. Вместе нам доводилось
работать над экспозициями для представления их на красноярских музейных биеннале,
имевших статус международных. Он, хоть и в годах был, но как увлечённый мальчишка
- весь раскраснеется и не замечает вокруг ничего, кроме основного, над чем
работает, что нужно решить. Это и есть момент истины, момент творчества,
рождения чего-то важного и необыкновенного, и Аннинский очень не любил, когда в
такие минуты его отвлекали. Мы обсуждали проект, рисовали, потом делали
чертежи. Так совместно у нас родилась идея использования в экспонате
маломощного двигателя и зеркала. В другой раз -большой увеличительной линзы для
демонстрации камня-медведя с изображённым на нём древним календарём. Аннинский
владел любым инструментом, мог и выпилить деталь, и просверлить, руки у него
были рабочего человека, ум - инженера.

Думаю, Евгений Сергеевич был счастливым человеком. Он
многого достиг. И, в том числе, потому, что рядом с ним всегда была Мария
Егоровна -его жена, которая его понимала, принимала таким, каков он есть. Она
сумела стать его опорой, сподвижником, и хотя, любя, иногда его поругивала,
очень за него волновалась и старалась оберегать. По-моему, вклад Е.С.Аннинского
в науку, в дело сохранения культурного наследия Красноярья - и её заслуга.
Лично для меня дороги они оба...
|