Приветствую Вас, Гость Суббота, 23.09.2017, 13:51


Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
История и археология [6]
Сибирские археологические клондайки [1]
Информационный раздел в котором рассказывается о известных археологических территориях Сибири

Поиск

Фото дня

Перепостить

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Статьи 
    Главная » Статьи » Сибирская археология » История и археология

    Н.И. ДРОЗДОВ. ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ - К НАУКЕ

    НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ДРОЗДОВ,

    доктор исторических наук, профессор, ректор КГПУ им. В.П. Астафьева:

     

    ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ - К НАУКЕ

     

    В середине 70-х годов прошлого столетия я был у Васильева Юрия Евгеньевича, директора Института усовершенствования учителей, и он познакомил меня с методистом этого учреждения -Пелем Игорем Поликарповичем. Тот, узнав, что я археолог, сказал, что у него есть друг, который интересуется археологией, но он за «колючей проволокой». Я воспринял это выражение в буквальном смысле.

    Затем были у меня кемеровские археологи, которые сказали, что есть в Красноярске-2б Красноярского края очень интересный человек -Евгений Сергеевич Аннинский, который занимается археологией и работает с кемеровской экспедицией в Шарыповском районе, где шло строительство КАТЭКа. Кемеровчане раскапывали там могильники. Мне стало любопытно, тот ли это человек, о котором говорил Игорь Поликарпович.

    Как-то Ю.Е. Васильев сказал мне, что едет к Евгению Сергеевичу и предложил составить компанию, чтобы познакомиться. Но я не смог - потерял паспорт. Года два я знал, что есть такой интересный человек, но никак не мог с ним встретиться. После публикаций в «Красноярском рабочем» про то, что под руководством Е.С.Аннинского была проведена школьниками краеведческая экспедиция, в которой не только занимались краеведческой работой, но и помогали вдовам фронтовиков Гражданской и Великой отечественной войн, я уже не вытерпел! У нас в институте был студент Василий Горланов - родом из посёлка Подгорный, и я его попросил помочь с оформлением пропуска для проезда через КПП.

    Пропуск делали долго. Наконец-то он был готов. Купили билеты, сели в автобус и поехали. Подъехали к КПП. У всех проверяют пропуска. Пока дошла очередь до нас - автобус уже ушёл. Пришлось идти пешком. Пришли в школу. Нашли директора. Сухощавый, моложавый. Пожали друг другу руки, и, не переходя к каким-то там, как обычно при знакомстве, церемониям, Евгений Сергеевич сразу начал рассказ о том, как они с ребятами сплавлялись на плотах, совершили пробег на велосипедах, работали с археологами, называл фамилии известных археологов (Пяткин, Вадецкая)... К концу беседы мы с ним разговаривали уже, как старые друзья. И когда, сев в обратный автобус на Красноярск, я проанализировал нашу первую встречу - понял, что Евгений Сергеевич Аннинский действительно великий человек! Великий в плане интеллекта, фанатической увлечённости краеведческой работой.

    Затем последовало его очередное приглашение посмотреть музей, который в то время начинал ещё только оформляться. При встрече он предложил мне пройтись по школе. Хвастался оборудованием, приобретённым для школы. Меня удивила идеальная чистота. Поразило обилие зелени, цветов - ими занималась Мария Егоровна, жена Евгения Сергеевича - по образованию агроном, преподававшая в школе ботанику. Я понял, что в школе есть Хозяин. И это ещё более вызывало уважение к Аннинскому, как к руководителю. Первое - это, конечно, его умение общаться.

    Когда мы пришли в школьный музей, и он начал вытаскивать ящики, пакетики - я обомлел. Колоссальное количество материала, начиная с эпохи палеолита, заканчивая этнографией! Конечно, всё не систематизировано, не описано.

    Я предложил свои услуги, помощь студентов: «Давайте, я буду приезжать по субботам и воскресеньям». «Ой, если бы Вы нам помогли - это было бы замечательно!» - искренне радуясь, ответствовал Евгений Сергеевич.

    Он меня долгие годы называл на «Вы». Даже если мы могли и пропустить вместе по «маленькой». Аннинский вообще употреблял редко, почти не выпивал. А вот чай, да ещё и с мелиссой - с удовольствием и без ограничения. Я тогда, кстати, впервые попробовал мелиссу. Она росла у Евгения Сергеевича прямо в кабинете, на подоконнике. Он отрывал свежие листочки и заваривал. Нигде не пил я такого вкусного, ароматного чая!

    В общем, я сказал Евгению Сергеевичу, что необходимо приготовить чёрную тушь, бесцветный лак, перья, амбарную книгу, щётки, тазики. Показал, как мыть материал. И по выходным я стал приезжать и обрабатывать археологический материал. А дома я рассказывал об этом удивительном человеке, и моя жена заинтересовалась, что это за необычный человек. И, однажды, я взял её с собой. Они так понравились друг другу, что стали ещё большими друзьями, чем я с Аннинским. У них были свои секреты и огромное уважение друг к другу.

    У Евгения Сергеевича была небольшая библиотечка по археологии. Я помог ему её пополнить. Когда мы с Аннинским работали в школьном музее, ребята, занимающиеся в кружках Дома школьника, постоянно крутились рядом, чуть ли не хватали за ноги. Все что-то спрашивали, тащили ему показать, хвастались, что нашли какую-то вещь. У него была особая харизма - благодарить ребят. «Молодец, спасибо, здорово у тебя получилось. Заходи - попей с нами чайку» - и пацаны сидели, слушали нас, взрослых, учились археологии, общению, жизни.

    Я научил школьников мыть материал, и когда приезжал - всё было подготовлено, чтобы описывать находки. Я описывал, а моя жена заносила в журнал. Позже в школьный музей пос. Подгорный стали приезжать мои студенты, археологи - сотрудники лаборатории.

    В 1987 году я пригласил Евгения Сергеевича с ребятами на Ангару. Сидели вечерами, пили чай, разговаривали. Он постоянно соревновался с нашим любителем и знатоком чая Александром Пясецким, кто лучше его приготовит. Я тогда узнал очень много о жизни и детстве Аннинского. О том, что его отец тоже учитель, награждённый орденом Ленина. Его два брата также стали учителями. Услышал о его первой находке в детстве - кольчуге. Евгений Сергеевич показал мне два орудия труда, которые он нашёл, когда вместе с сыном обследовал берега Красноярского водохранилища. Я определил, что одно из них - очень древнее.

    Я выпросил в университете на военной кафедре машину-вездеход, и мы поехали к месту тех находок. Евгений Сергеевич взял ребят из своей школы. Я пригласил Лену Акимову, Сергея Степанова, Виктора Погудина. Прибыли. Поставили палатку. Сварили еду. И на следующий день обследовали местность. Нами действительно было найдено там множество древних орудий труда. Вот так состоялось открытие древнейшей стоянки Красноярского края - Куртак! Потом её обследование провели В.И. Макулов и С.Г. Степанов. Самого Евгения Сергеевича там больше интересовали артефакты эпохи неолита и бронзы.

    Свои археологические экспедиции со школьниками Е.С. Анннинский проводил самостоятельно. Постоянного финансирования не было. Его занятия многие из чиновников считали чудачеством. Посильную помощь всегда оказывал Химзавод, а также спонсоры, большая часть которых - это его бывшие ученики, участники первых экспедиций. Кто машину даст, кто ящик тушёнки и т.д.

    С1987 года Евгений Сергеевич стал оформлять свой музей. Для этой цели я подключил студентов художественного института, а для систематизации и периодизации витрин - своих студентов. В 1990 году состоялось официальное открытие музея поселка Подгорный. В это время в г. Красноярске проходила археологическая научно-практическая конференция и мы, вместе с бывшим тогда ректором пединститута Фалалеевым В.А., привезли участников конференции на это открытие. Среди них были и иностранные гости. Все были восхищены и коллекцией, и самим Евгением Сергеевичем, его талантом рассказчика, его увлечённостью, его преданностью краеведческому делу. Постепенно экспедиции Е.С.Аннинского приобрели большую значимость и стали финансироваться из городского отдела образования. Позднее он переместил экспедиции южнее, на Тубу. И увлёкся наскальным искусством. Отношение к нему у Евгения Сергеевича было особое. Древнее искусство его просто захватило! То он в одном камне увидит мамонта, то в другом - льва. Это у него пошло от сотрудничества с новосибирским профессором В.Е. Ларичевым. Они долго, начиная с 2002, года вели переписку, а потом Аннинский приезжал в Новосибирск, а позднее и Ларичев посетил музей Аннинского.

    Овладела Евгением Сергеевичем и идея спасения наскального искусства. Я познакомил его с Александром Заикой, и потом они трудились в этой области уже совместно.

    И ещё: Аннинский всегда ждал приезда сына Бориса, чтобы вместе путешествовать.

    Я часто спрашивал Евгения Сергеевича:

    -          Ну  что,  старина,  опять   в  экспедицию

    поедешь?

    -          Мешок пилюль припас. Я, если не поеду,

    здесь быстрее помру.

    -          У вас же такой огород, здесь тоже свежий

    воздух!

    -          Нет, здесь пусть жена командует, а я - в

    «поле».

    Конечно, всё, что связано с Евгением Сергеевичем, что очень мне дорого - это беседы с ним. Говорили мы о судьбах образования и о судьбах археологических экспедиций. Трудно даже вспомнить, каких только тем мы не касались, какие проблемы не решали. Частенько Аннинский открывал ящик своего рабочего стола, доставал стихи собственного сочинения и читал их...

    В моей памяти Евгений Сергеевич остался как человек бескорыстный, духовно богатый, богатый друзьями, с талантом организатора. Очень начитанный. Самообразованный. Вспоминаю, книги у него - все в закладочках. Я ему говорил: «Вы, как помойная яма». Он не обижался: «Это всё для истории, сохранения памяти»...

     Я считаю, что в последние годы Е.С.Аннинский работал, как учёный, а не просто собиратель. С человеком любого ранга - ребёнком, учителем, стариком, учёным он мог разговаривать на равных. В нём Образ светлый - русского, сибирского ученого, Учителя. И музей свой он создавал, как методический, а не просто краеведческий. Вопросы ребятам задавал: «Как вы думаете, можно ли этим топором срубить дерево? Как можно развести огонь?» Говорил: «Сделайте модель каменного топора - как его затёсывать? Подумайте, как работать древним резцом?» У Евгения Сергеевича была потребность в систематизации материала, в исследовании. Через краеведение он подошёл к науке.

    Безусловно, удачливость Е.С.Аннинского, о которой часто говорят - это результат упорного труда. Но я считаю, что это и от положения человека в этом мире. Это - Свыше.

    Категория: История и археология | Добавил: korso (17.10.2011)
    Просмотров: 567 | Теги: НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ДРОЗДОВ | Рейтинг: 5.0/2
    Copyright MyCorp © 2017