Приветствую Вас, Гость Вторник, 21.11.2017, 03:33


Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
История и археология [6]
Сибирские археологические клондайки [1]
Информационный раздел в котором рассказывается о известных археологических территориях Сибири

Поиск

Фото дня

Перепостить

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Статьи 
    Главная » Статьи » Сибирская археология » История и археология

    Микалентное копирование наскальных изображений. Метод В.Ф. Капелько.


     

    Метод микалентного копирования наскальных рисунков Е.С. Аннинский перенял у В. Ф. Капелько, легендарного сибирского художника.

     С 1972 г. Капелько собирал древние петроглифы со скал по берегам Енисея, Маны, Абаканы, Лены, в степях Хакасии, Тывы. Он впервые применил для копирования наскальных рисунков микалентную бумагу, которая после того, как ее намочишь в воде, не ссыхается и не крошится, а сохраняет свой первоначальный облик.

     

    Лист прикрепляется поверх петроглифа к скале и смачивается водой, чтобы она вдавилась во все углубления. После высыхания бумагу натирают черной краской, в результате чего на ней виден четкий оттиск фактуры камня.

     О В. Ф. Капелько пишет Владимир Назанский.

     «Владимир Капелько - легендарная фигура сибирской художественной жизни последней трети ушедшего века. Обаяние его личности, след, оставленный в душах современников, влияние его идей на коллег-художников, возможно, превосходят даже его собственные художественные достижения. Его другом был гениальный Андрей Поздеев, оставивший выразительный и лаконичный портрет Капелько. Вообще у Капелько, с его открытой, общительной, широкой ннатурой, было много друзей - художников, поэтов, археологов. И это соответствует трем его основным интересам. Будучи художником, Владимир Феофанович писал стихи, особенно в 1960-е - 70-е гг. Интерес к истории проходил сквозь всю его творческую жизнь и выражался не только в участии в археологических экспедициях, снятии сотен эстампажей с петроглифов минусинской котловины, но и в творческих работах, и в распространении интереса к сибирскому архаическому искусству в художественной среде.

     

    В.Ф. Капелько родился в Красноярске, учился в Красноярском художественном училище, но самую существенную часть жизни прожил в Абакане, ближе к манившим его древностям Хакасии.

     Творческий путь художника начался в 1960-е годы, когда так называемый «суровый стиль» казался своеобразной альтернативой казенному соцреализму. Будучи бунтарем по натуре, Капелько не мог пройти мимо «сурового стиля». Его увлечения в живописи были разнообразны: и «суровый стиль», и постимпрессионизм, и фовизм, и экспрессионизм, и абстракционизм. Как и многие его современники, выполнил он в этюдной манере великое множество широко и пастозно написанных незамысловатых пейзажей с натуры, но на этом фоне вдруг появлялись фантазийные композиции, веселые пасторальные сценки с влюбленными чертиками, играющими на флейтах, с красными петухами, атакующими вместо зевесова лебедя Леду и пр. Веселая мифология от Капелько давала выход игровому началу. Намного более сдержан колорит в работах художника на историческую тематику. Он пытается реконструировать жизнь и облик древних обитателей минусинской котловины, европеоидных конных воинов бронзового века, их одежду, жилища, капища. В этом ему помогают друзья-археологи и жена, историк Э.А. Севастьянова. Художник пишет и панорамные степные пейзажи с древними менгирами - вертикально врытыми в землю каменными столбами, испещренными петроглифами, а иногда и древними тюркскими рунами.

     

    Одна из заслуг В. Капелько - создание археологической экспозиции Хакасского краеведческого музея, включающей художественную реконструкцию архаического культового пространства. Экспозиция позволила увидеть не только исторический, но и художественный аспект сибирских древностей. «Мы живем под собою не чуя страны» -эта мандельштамовская строка, вырванная из контекста, тем не менее, хорошо характеризует сознание современного русско-сибирского населения, как правило не знающего и не интересующегося прежней историей относительно недавно заселенной земли. Пробуждение интереса к архаической культуре Сибири, осмысление её времени и пространства, художественное обживание земли - главный итог творчества В.Ф. Капелько. Возможно, без него не возник бы целый пласт современных художников, увлеченных сибирской архаикой в Красноярске, Новосибирске, Омске, Ханты-Мансийске, Барнауле, Горно-Алтайске…»

     

    Полностью читать статью Владимира Назанского.
     

    Категория: История и археология | Добавил: korso (11.10.2011)
    Просмотров: 1261 | Рейтинг: 4.0/2
    Copyright MyCorp © 2017