Приветствую Вас, Гость Вторник, 21.11.2017, 03:50


Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
История и археология [6]
Сибирские археологические клондайки [1]
Информационный раздел в котором рассказывается о известных археологических территориях Сибири

Поиск

Фото дня

Перепостить

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Статьи 
    Главная » Статьи » Сибирская археология » История и археология

    А.Л. Заика. Е.С.АННИНСКИЙ И НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЕНИСЕЯ

    Заика Александр Леонидович,

    директор музея археологии КГПУ, кандидат исторических наук

     

     Е.С.АННИНСКИЙ И НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЕНИСЕЯ

    Впервые я встретился с Евгением Сергеевичем в июне 1986 г., когда «пёстрым» составом (Лаборатория археологии КГПИ, Лаборатория археологии и палеогеографии КФ ИиФФ СО АН СССР) мы выезжали для проведения рекогносцировочных работ на Красноярское водохранилище в район Куртака.

    Следующей вехой явились работы в устье р. Тубы. Аннинский решил организовать здесь стационар: летний лагерь школьников в одном из живописных мест Минусинского района - на левом берегу Тубинского залива. Впереди - водная ширь рукотворного моря, окаймлённая скалами, за спиной - сосновый бор, над головой -летнее солнце, под ногами - песчаный пляж. Место для лагеря идеальное! И не только для отдыха, но и для работы. На безбрежных просторах пляжа в окрестностях исчезнувшей деревни Потрошилово, когда отступают воды водохранилища, обнажаются древние стоянки и могильники, которые требуют исследования и спасения от разрушений. И не только путём сбора подъемного материала, но и раскопок ещё сохранившихся древних комплексов.

    Соответственно, Евгений Сергеевич обратился к Николаю Ивановичу Дроздову, руководителю упомянутых ранее научно-исследовательских учреждений, с просьбой о научной организации работ школьников. Тот живо откликнулся, и вот уже летом 1993г. в школьном лагере работают сотрудники Лаборатории археологии КГПИ Михаил Крюгер и Игорь Лебедев.

    В 1994 году эстафета научной работы со школьниками была передана автору этих строк. В первую очередь меня тогда привлекли скальные обнажения с древними рисунками - петроглифы. Соответственно, с 1994 года мы стали расширять сферу научной деятельности, распространяя работу школьников и на объекты наскального искусства.

    Нельзя сказать, что новый профиль научного познания с первого дня получил карт-бланш на своё развитие. Евгений Сергеевич по «накату» традиционной практики считал более значимыми «реальные» артефакты, которые могут занять достойное место в музейной экспозиции, стать сенсацией, предметом научных дискуссий, «живым» свидетельством прошлого для школьника. Это было вполне объяснимым явлением не только на уровне школьной археологии, но и отечественной науки на всём постсоветском пространстве, когда приоритеты материальной культуры прошлого над духовной были ещё незыблемы. Сюжеты наскального искусства привлекали внимание как иллюстрированное приложение к той или иной сфере деятельности древнего общества (сцены охоты, скотоводческие сюжеты, батальные сцены и др.). Соответственно, первоначально Евгений Сергеевич обращал внимание на эталонные законченные сюжеты древнего наскального искусства. Другие копии петроглифов, несущие неоднозначную и трудно интерпретируемую информацию он оставлял мне - «для науки».

    Первые шаги по оформлению микалентных эстампов на холсте и их экспонирование на выставках регионального уровня показали перспективность нового направления в поисковой деятельности. Это не ускользнуло от внимания Евгения Сергеевича. Несмотря на возраст, он пластично и продуктивно реагировал на новые веяния в современном научном и общественном мире. Более того, не тянулся следом, а пытался опередить на шаг.

    Как следствие, в следующие 1995-1998 гг. формируются не локальные группы школьников (3-4 чел.) для исследования петроглифов, а, практически, большая часть состава экспедиции. Определяется круг юных исследователей древнего наскального искусства (Алексей Невин, Ирина Карпова, Татьяна Виноградова, Алексей Аннинский, Ольга Белоброва и др.). Многие из них успешно выступают с научными докладами на конференциях местного, регионального и федерального уровня. Лёша Невин буквально спал на скальных выходах с наскальными рисунками! Интерес к изучению древнего искусства привёл ребят по окончании школы в стены ВУЗов: на исторический факультет КГПУ, в Красноярскую художественную академию, Красноярскую Академию музыки и театра и др.

    Выборочное копирование сменяется сплошным научным исследованием скальных массивов (Суханиха, Сосниха, Тепсей, Бычиха и др.). Оттачивается методика исследований петроглифов. На имя Евгения Сергеевича выдаются в Институте Археологии Российской Академии Наук «Открытые листы» - своего рода официальные лицензии на проведение самостоятельных научных исследований петроглифов. Поисковая работа качественно переходит на новый уровень - аналитический. Евгений Сергеевич погружается в мир научной литературы, чтобы доискаться смысла, заложенного в ту или иную композицию. Не только новые находки, но и творческий порыв углублённого научного познания сводит его с представителями академической науки. Достаточно вспомнить творческое содружество с академиком РАЕН Виталием Епифановичем Ларичевым, которое обозначено совместной монографией «Древнее искусство: знаки, образы и Время».

     Периодически Евгений Сергеевич выходил на связь, чтобы обсудить ту или иную проблему, искал необходимую литературу. Во время текущих встреч в период зимнего «межсезонья» он меня постоянно удивлял новыми взглядами, предположениями, а где-то и утверждениями по тому или иному вопросу. Бурные обсуждения, дискуссии, а порой и жаркие споры ни для кого не проходили бесследно, настраивали на продуктивную работу. Во всяком случае, Евгений Сергеевич всегда воодушевлялся, занимая и отстаивая определенную позицию. Его просто «несло» и, если не в ту сторону, приходилось так или иначе корректно охлаждать пыл и переводить «стрелки» на другое направление. Он уважительно относился к критическим замечаниям, первоначально несколько скептически принимал их, но уже через неделю будоражил новыми идеями и взглядами по уже «скорректированной» траектории интерпретационных направлений.

    Оформление копий наскальных рисунков принимает новые, более презентабельные формы. Евгений Сергеевич открывает сам для себя скрытые возможности художественного «обыгрывания» древних сюжетов, их графической интерпретации. Экспозиционно-выставочная деятельность выходит на международный уровень. Пламенные речи Учителя и учеников вдохновляют посетителей выставок, заряжают позитивной энергетикой, заставляют через призму прошлого уверенно идти в будущее.

    Евгений Сергеевич заражается идеей собрания полного объёма графической информации о петроглифах Среднего Енисея и создания в перспективе унифицированного Музея/выставочного зала наскального искусства региона.

    Душа Евгения Сергеевича требовала широкого поля научного и художественного творчества

    Одно - иметь дело со вторичными свидетельствами прошлого, другое - непосредственно прикоснуться к творениям древних художников.

    Как только сходят снега, Евгений Сергеевич предпринимает поездки по южным районам края, Хакасии по степям, горам на берегах Енисея и его притоков. Постоянный спутник, помощник в экспедициях, ученик и соратник Евгения Сергеевича - Борис Ампилогов, принявший эстафету эстампажного метода копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу. В результате экспедиционных рейдов обследованы основные петроглифические комплексы Среднего Енисея. Собран представительный объём материала по наскальному искусству региона, который составил основу иллюстрированного каталога «Наскальное искусство Среднего Енисея» (2007 г.).

    Выход книги, в которую было вложено много усилий, затрачена масса времени, сопряжённого не только и не столько с работой, сколько с поисками финансов на издание, вдохновляет Евгения Сергеевича на новые проекты. Появилась идея выпуска иллюстрированных изданий подобного характера по каждому значимому объекту или скоплению памятников наскального искусства.

    Не всё задуманное реализовалось при жизни Евгения Сергеевича, не всё мы знали о его планах на будущее, но то, чем располагаем, обязаны претворить в жизнь. Это касается и научной, и музейной работы, и издательской деятельности - всего того, что направлено на пропаганду, популяризацию древнего историко-культурного наследия, развития к нему научно-познавательного интереса.

    Категория: История и археология | Добавил: korso (16.10.2011)
    Просмотров: 917 | Теги: александр заика, евгений аннинский | Рейтинг: 5.0/1
    Copyright MyCorp © 2017