Приветствую Вас, Гость Воскресенье, 28.05.2017, 23:12


Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Справочная информация [3]
Книги [9]
Документальное видео [10]
Из прессы [4]

Поиск

Фото дня

Перепостить

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Архив 
    Главная » Файлы » Из прессы

    Владимир Капелько
    09.05.2014, 10:36

      Капелько и путешествия - это две параллели, которые неразделимы и слиты в единое целое. Шаровары, кушак, черные кудрявые волосы, светлые голубые глаза, полные загадок и непредсказуемости, загорелый худощавый, длинный - таким был Владимир Капелько. Страсть к путешествиям, к познанию культуры и быта предков, природного разнообразия и человеческого бытия заставила его побывать в разных уголках Советского союза: в археологических экспедициях в Хакасии и в Туве, во Владивостоке, Ялте, Риге, Бахчисарае, на Таймыре.
    „Извечное любопытство... гоняло меня от моря до моря, от края до края... Вот так шатало меня по свету сорок лет без выходных и отпускных...” (Капелько В.Ф. Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я. Красноярск. 1998 г.) В творчестве соединились дерзость и ирония, озорство, насмешка и одновременно - огромная любовь и интерес ко всему окружающему. Больше всего художник любил изображать в своих картинах пейзажи. Пейзажи художника - это портреты природы, которую он наделяет душой. Каждый пейзаж индивидуален, как человек.
    Персонажи многих картин Капелько - это концепция реально-наблюдаемых явлений с мечтами, фантазиями и замыслами художника. В картинах кроется глубина, которую нельзя заметить сходу, сиюминутно. Они то радуют глаз и веселят душу своей яркостью и необычайностью, то давят на тебя своей угрюмостью и печалью. Любимым животным Владимира Феофановича был петух: „Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин. Самый любимый зверь - петух!!!”


    Капелько В.Ф. Петух

    Владимир Феофанович не переставал удивлять нас своей одаренностью. Он зарекомендовал себя не только как замечательный художник, Капелько, постоянно рвущийся к знаниям, - археолог и исследователь искусства древних художников. С 1972 года он начал работать в археологических экспедициях, исследовавших древние курганы Хакасии. На предложение принять участие в новых раскопках, он ни на секунду не раздумывая, мгновенно соглашался. Ему удалось стать первооткрывателем многих памятников наскального искусства. Для спасения наскальных рисунков Владимир Феофанович начал самостоятельные исследования и разработал наиболее рациональный на сегодняшний день метод эстампирования (копирования) петроглифов на особой микалентной бумаге.


    Яркая индивидуальность и талант художника отразились не только в живописи, этнографии и археологии. Он зарекомендовал себя, как замечательный поэт. Множество великолепных стихов опубликовано в различных сборниках: в альманахе „Енисей” №6, „Встреча”, „Лошадь ржала в железную дудку” и др. Капелько неоднозначный поэт. Его стихи проникнуты болью, переживаниями, необычайной тревогой. Он каждой клеточкой души чувствовал взаимосвязь природы и человека, переживал за ее дальнейшую судьбу, видел ее хрупкой незащищенной перед бурно развивающимся обществом.
    В. Капелько пытался обратить внимание общества на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны. Сохраняя прошлое, мы должны думать о будущем - в этом смысл духовной памяти, сохранение которой является основой служения искусству и культуре России.

     Капелько В.Ф. Знамена древних тагарцев 1978

    Владимир Капелько - легендарная фигура сибирской художественной жизни последней трети ушедшего века. Обаяние его личности, след, оставленный в душах современников, влияние его идей на коллег-художников, возможно, превосходят даже его собственные художественные достижения. Его другом был гениальный Андрей Поздеев, оставивший выразительный и лаконичный портрет Капелько (представленный на выставке). Вообще у Капелько, с его открытой, общительной, широкой ннатурой, было много друзей - художников, поэтов, археологов. И это соответствует трем его основным интересам. Будучи художником, Владимир Феофанович писал стихи, особенно в 1960-е - 70-е гг. Интерес к истории проходил сквозь всю его творческую жизнь и выражался не только в участии в археологических экспедициях, снятии сотен эстампажей с петроглифов минусинской котловины, но и в творческих работах, и в распространении интереса к сибирскому архаическому искусству в художественной среде.






     

    В.Ф. Капелько родился в Красноярске, учился в Красноярском художественном училище, но самую существенную часть жизни прожил в Абакане, ближе к манившим его древностям Хакасии.

    Творческий путь художника начался в 1960-е годы, когда так называемый «суровый стиль» казался своеобразной альтернативой казенному соцреализму. Будучи бунтарем по натуре, Капелько не мог пройти мимо «сурового стиля». Его увлечения в живописи были разнообразны: и «суровый стиль», и постимпрессионизм, и фовизм, и экспрессионизм, и абстракционизм. Как и многие его современники, выполнил он в этюдной манере великое множество широко и пастозно написанных незамысловатых пейзажей с натуры, но на этом фоне вдруг появлялись фантазийные композиции, веселые пасторальные сценки с влюбленными чертиками, играющими на флейтах, с красными петухами, атакующими вместо зевесова лебедя Леду и пр. Веселая мифология от Капелько давала выход игровому началу. Намного более сдержан колорит в работах художника на историческую тематику. Он пытается реконструировать жизнь и облик древних обитателей минусинской котловины, европеоидных конных воинов бронзового века, их одежду, жилища, капища. В этом ему помогают друзья-археологи и жена, историк Э.А. Севастьянова. Художник пишет и панорамные степные пейзажи с древними менгирами - вертикально врытыми в землю каменными столбами, испещренными петроглифами, а иногда и древними тюркскими рунами.

    Минусинский краеведческий музей, оформленный В.Ф. Капелько

    Одна из заслуг В. Капелько - создание археологической экспозиции Хакасского краеведческого музея, включающей художественную реконструкцию архаического культового пространства. Экспозиция позволила увидеть не только исторический, но и художественный аспект сибирских древностей. «Мы живем под собою не чуя страны» -эта мандельштамовская строка, вырванная из контекста, тем не менее, хорошо характеризует сознание современного русско-сибирского населения, как правило не знающего и не интересующегося прежней историей относительно недавно заселенной земли. Пробуждение интереса к архаической культуре Сибири, осмысление её времени и пространства, художественное обживание земли - главный итог творчества В.Ф. Капелько. Возможно, без него не возник бы целый пласт современных художников, увлеченных сибирской архаикой в Красноярске, Новосибирске, Омске, Ханты-Мансийске, Барнауле, Горно-Алтайске и др.


    Читать о В.Ф. Капелько:

    http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/9/Kucak/0.htm


    http://museumsrussian.blogspot.ru/2011/01/blog-post_1678.html

     

    Категория: Из прессы | Добавил: korso
    Просмотров: 570 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Copyright MyCorp © 2017