Приветствую Вас, Гость Пятница, 26.04.2024, 05:48


Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Справочная информация [3]
Книги [10]
Документальное видео [11]
Из прессы [4]

Поиск

Фото дня

Перепостить

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Архив 
    Главная » Файлы » Из прессы

    Рукотворное море утопило нежность :Сегодняшняя газета : [Красноярск]. - 2007. - 29 ноября, N 134.
    07.05.2014, 14:42

    Уникальную древнюю композицию теперь можно увидеть только под водой, на глубине пяти метров

    В Красноярской городской библиотеке имени А. М. Горького прошла презентация книги Е. С. Аннинского - "Наскальное искусство Среднего Енисея"

    В 2004 году исследователь из Красноярского края Евгений Сергеевич Аннинский получил президентский грант на подготовку и издание альбома наскальных рисунков. Президент страны назвал археологические исследования ученого «творческим проектом общенационального значения»

    ПАХНУЩИЙ типографской краской новенький увесистый фолиант - это итог многолетнего труда Евгения Сергеевича и коллектива его единомышленников. В книгу-альбом вошли известные и ранее неизвестные петроглифы территории юга Красноярского края.

    Для самого Аннинского, его исследования сравнимы со спасательными работами. И дело здесь не только в вандализме современных туристов, пачкающих надписями древние скалы. Многие из писаниц сейчас затоплены водами Красноярского водохранилища. Одну из самых пронзительных по своей нежности композиций ученые так и назвали "Нежность". Изображения двух оленей, ласкающих друг друга, теперь находятся под водой, на глубине пяти метров.

    Евгений Сергеевич рассказал, что, когда вода отступает, ученые успевают снять со скалы оттиски. Это очень сложно и опасно - ведь многие петроглифы находятся на отвесных скалах, нависающих прямо над водой. В результате археологических работ в краеведческом музее Подгорного, что близ Железногорска, накопились сотни удивительных оттисков наскальных рисунков, выполненных способом микалентного копирования. Иногда это настоящие сюжеты. Образы и знаки, выбитые на скалах, рассказывают нам о каком-то выдающемся событии. Но встречаются рисунки, имеющие явно сакральный смысл. Культовый характер изображений особенно четко ясен, когда на нем есть небольшие ямочки. Ученые считают, что эти углубления заполняли жиром и кровью животных. Евгений Сергеевич считает: для людей ушедших эпох рисунки, выбитые на скалах, имели огромное значение. А создание больших композиций - это не пустое времяпрепровождение. За этим скрывается нечто, что мы, в силу примитивности своего сознания, не можем понять. Да, уверен Аннинский, древние считали себя частью Космоса, они знали, что Нить Времени не может прерваться. Наскальные рисунки - это определенная информация, может быть, учебник для поколений эпохи палеолита, неолита и бронзы. Вот Волк, пугающий Лося. Волк, как представитель нижнего мира, должен напугать Лося, символизирующего Солнце. Испуганный Лось быстрее побежит по небосводу и скорее наступит лето: зимняя картинка - попытка рассказать о смене времен года. Нам это сложно понять, мы, как бабочки-однодневки, не можем уловить связь времен и живем только реальностью бытия. Попытки передать красоту этих рисунков делались и раньше. Но на черном фоне фигуры выглядели плоскими и безжизненными. Евгений Сергеевич решил раскрасить микалентные изображения в цвет девонского песчаника (которому примерно 60-80 миллионов лет) с сохранением всех естественных природных оттенков камня. Теперь микаленты со стадами кочующих оленей, группы воинов на конях, птицы, рыбы и другие персонажи с успехом экспонируются по всему Красноярскому краю.

    Евгений Сергеевич рассказал, что известный красноярский скульптор Юрий Злотя, увидев великолепные микаленты, воскликнул: "Это же можно книгу сделать!" На подготовку и издание альбома ушло три года. В итоге появилось превосходное издание. Каждая фотография снабжена кратким описанием и указанием размеров композиции. Например, знаменитая Большая Боярская писаница (ее возраст ученые относят к периоду 1 в. до н.э. -1 в. н.э.) более трех метров в длину. Это шедевр полиграфии. Ранее изданные книги, посвященные петроглифам Красноярья, интересны только узкому кругу специалистов. Это небольшие академические издания, отпечатанные на плохой бумаге, с некачественными черно-белыми фотографиями.

    К сожалению, альбом петроглифов "Наскальное искусство Среднего Енисея" вышел небольшим тиражом - всего полторы тысячи экземпляров. Книгу, которая может быть украшением любой библиотеки, издавали по грантовой программе Красноярского края.
     Президентский грант весь ушел на подготовку издания. Аннинскому предлагали  обратиться к предприятиям и организациям Железногоска. Интерес к наскальным рисункам Среднего Красноярья сейчас проявляют французские ученые. Жаль, но и здесь действует принцип: "Нет пророка в своем Отечестве. Конечно, проще использовать труд энтузиастов, однако все серьезные научные исследования предполагают какие -то  денежные вливания, как  знаменитый Пор-Бажын который стал известен миру только после вмешательства государства.

    - Один из мотивов для работы - снять покров  тайны с прошедших веков, считает Аннинский. Наша  задача - сохранить для потомков эти произведения искусства и понять,что мы живем на земле, которая  для многих цивилизаций  была священна.

    М. Синютина // Сегодняшняя газета : [Красноярск]. - 2007. - 29 ноября, N 134. 

    Скан статьи для сайта предоставила Козыревская Ирина Константиновна – заведующая отделом естественнонаучной и технической литературы Государственной универсальной библиотеки Красноярского края.

     

    Категория: Из прессы | Добавил: korso
    Просмотров: 486 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright MyCorp © 2024